ЭЛЬМАР ГУСЕЙНОВ: "Воинственная риторика министра обороны АР - пустое бряцание несуществующим оружием."
"Нигде так не проявляется полнейшая некомпетентность Ильхама Алиева, как в карабахском вопросе. Он не знает, что ему делать, и готов винить в провале карабахской политики кого угодно, только не себя.
Мало кто задается вопросом - почему Азербайджан еще в эпоху третьего президента так и не начал боевых действий? Более того, и сам Гейдар Алиев и все его окружение в принципе склонялись к мирному решению проблемы, соглашаясь с тем, что Карабах может быть потерян для страны, но тогда будет сохранен режим личной власти.
В конце концов, цифры не обманешь. Если проанализировать бюджет Азербайджанской Республики за последние десять лет, то приходишь к неутешительному выводу. За эти годы на военно-промышленный комплекс было потрачено не более 14 процентов бюджетных средств, в то время как на правоохранительные органы - более 30 процентов. Это весьма недвусмысленно говорит о том, что эта власть никогда не хотела защищать Азербайджан, но всегда хотела защищать только саму себя.
К тому же велика была возможность негативного развития событий. Почему-то, рассматривая возможность войны, эксперты и военные говорят о ней так, словно победа у нас уже в кармане. Хотя ни наше нынешнее состояние, ни опыт ведения военных действий в период первой карабахской войны не оставляют места для подобных шапкозакидательских тенденций. Говоря о войне, мы всегда подразумеваем скорую и быструю победу. Хотя подобный порочный подход уже неоднократно приводил к тяжелейшим результатам. В отличие от обывателей, лицам посвященным очевидно, что боевые действия в Карабахе - отнюдь не прогулка. Контролируя стратегические высоты в Карабахе, армяне организовали эшелонированную многоступенчатую сеть оборонительных сооружений, их минные поля заграждения тянутся на десятки километров. А что будет, если не готовая к обороне азербайджанская армия на стратегических направлениях упустит инициативу? Тогда армяне на Геранбойском направлении выйдут к Гяндже и отсекут от страны всю Гянджебасарскую зону. И под угрозой захвата окажется большая часть Азербайджана. Помимо всего прочего, по этой территории проходят стратегические коммуникации - железнодорожное сообщение с Грузией и трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Это приведет к национальной катастрофе.
Именно осознание этой простой истины и привело к тому, что при Гейдаре Алиеве практически не велось подготовки к войне. К тому же вооруженные силы были включены в систему глобального разграбления национальных богатств, стали частью мафиозного механизма. Азербайджанская армия погрязла в казнокрадстве. Время от времени общество сотрясают коррупционные скандалы, связанные с хищениями в армии. Но никаких позитивных изменений так и не происходит, а наиболее отличившиеся в казнокрадстве чиновники лишь усиливают свои позиции. И хотя у нынешней власти было достаточно времени и средств, чтобы создать полноценные вооруженные силы, она этого не сделала. Почему? Это тоже очевидно. Сильная армия - это серьезная угроза власти. А слабая армия, возглавляемая некомпетентным и замаранным руководством, послушна. Армия победившая - опасна вдвойне.
Зато наш бравый министр обороны любит вводить общество в шок своими заявлениями о том, что Азербайджан вот-вот начнет освобождать Карабах вооруженным путем. Иногда о подобном развитии ситуации говорит и высшее руководство страны. И это не может не волновать азербайджанское общественное мнение.
Но чтобы говорить о возможности начала боевых действий, необходимо ответь на несколько весьма нелицеприятных вопросов. И безусловно, наиглавнейший из них таков - КТО БУДЕТ ВОЕВАТЬ? Вооруженные силы Азербайджана находятся в крайне плачевном состоянии. Несмотря на все широковещательные заверения властей о том, что армия у нас есть, все понимают, что никакой национальной армии у нас нет. А вот то, что есть, армией назвать никак нельзя.
Что сегодня представляет из себя "национальная армия"? Спаянную низким боевым духом группу лиц, принудительно рекрутированных на военную службу. Коррупция пронизала весь армейский механизм сверху донизу.
На всех этапах, на всех уровнях управления вооруженными силами царит дух, несовместимый с армейским.
Нынешняя военная доктрина, а точнее, ее отсутствие - не что иное, как слепок с советской военной доктрины. Не декларируя цели и приоритеты военного строительства, она подразумевает, что врагами Азербайджана являются все соседние страны. В итоге вся военная инфраструктура раздута и неэффективна.
Военные лгут, когда говорят о том, что наша армия готова к войне и готова освободить Карабах. В прошлом году наша национальная армия произвела закупку вооружения. Согласно статистическим данным, опубликованным в справочнике "Вооруженные силы-2004", Азербайджаном приобретено 180 противотанковых орудий и всего 1 (один!) танк. Для специалиста очевидно, что армия, готовящаяся к наступлению (а азербайджанская армия обречена на наступление, поскольку это наши земли оккупированы врагом), не будет приобретать столь большое количество оборонительного оружия, каковым являются противотанковые орудия. И напротив, армия, готовящаяся побеждать, будет приобретать гораздо больше наступательного оружия, в частности танки. То есть статистика наглядно демонстрирует, что азербайджанская армия к войне не готовится, а воинственная риторика министра обороны - ни что иное, как пустое бряцание несуществующим оружием.
ЭЛЬМАР ГУСЕЙНОВ